Каталог статей
Главная » Статьи » История исполнительского искусства » Статьи |
Формирование смычка
Параллельно с формированием смычковых инструментов шел процесс совершенствования смычка. Так, например, от появления смычковых инструментов в Европе и по 15 ст., смычек, в основном оставался без изменения - были распространены все те же формы лукообразного смычка. В 15 веке развитие смычка характеризуется начальным формированием колодки. Первоначально колодка была, в сущности, простой палочкой или куском дерева, которое вставлялось между тростью и волосом. Она служила для оттяжки волоса от трости в месте держания смычка. Затем начали употреблять трости, имеющие на месте будущей колодки ответвление - сучок. Наконец ввели так называемые «искусственные колодки», которые выпиливались вместе с тростью из одного куска дерева. Таким образом, на смычках 15 ст. колодки в нашем понимании еще не было. Параллельно с формированием колодки уменьшается лукообразный выгиб трости. Уменьшение выгиба трости, введение колодки, улучшая смычек, делали его более эластичным и податливым для воспроизведения разнообразной звучности. Появление указанных особенностей смычка свидетельствует о развивающихся динамических требований, предъявленных к исполнителям на смычковых инструментах. Постепенно начинает оформляться и конец смычка, сначала в виде «пуговок», к которым прикреплялся волос. Распространенность смычков старого типа обуславливалась наличием большого количества произведений, не имевших еще развитой инструментальной специфики. Партии, предназначавшиеся для смычковых инструментов, в большинстве случаев мало, чем отличались от вокальных партий. Однако начинали появляться и произведения, содержавшие в себе элементы специфики инструментальной штриховой техники. Развитие такой штриховой техники и вызвало появление нового смычка 16 столетия. К середине 17 столетия колодка отделяется от трости; создается механизм натяжения волос в виде так называемой кремальеры. Кремальера представляла собой зубчатую пластинку, вделанную сверху в трость смычка. На зазубринки ее нацеплялась колодка. Но кремальера просуществовала недолго. Видимо, почти одновременно с кремальерой вводится винт. Следующий этап эволюции смычка падает на первую половину 18 столетия. В 1730 году знаменитый итальянский скрипач Тартини провел две замечательные реформы: он увеличил длину смычка, еще больше выпрямил трость, и ввел так называемую «каннелировку». Каннелировка представляет собой усовершенствование для более удобного держания смычка. На трости вырезались продольные бороздки в том месте, где правая рука держит смычек. В дальнейшем каннелировка трости в месте держания смычка была заменена обвивкой. Важные нововведения в конструкцию смычка были внесены немецким скрипачом Вильгельмом Крамером. В его смычках трость была совершенно прямой, головка присоединялась к ней под прямым углом. Окончательно сформировывается конец смычка. В конце 18 века эволюция смычка была завершена французским мастером Франсуа Туртом - младшим (1747 - 1835). Усовершенствования Турта заключались в следующем: 1) изгиб трости вовнутрь 2) распластывание волоса в виде ленты, путем специальной пластиночки, которая задвигается в колодку 3) введение металлического винта 4) установление и стандартизация материала. Изготовление трости из фернанбукового дерева 5) стандартизация длины и веса смычка 6) установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии ок. 18 см от крепления волоса к колодке. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменений до наших дней. В течение исторического развития игры на смычковых инструментах менялись не только строение смычка, но и способы его держания. Наиболее старый способ держания - положение кисти правой руки сбоку или снизу колодки. Боковая форма держания смычка используется до сих пор у народных музыкантов, а также на контрабасе. Этот способ держания обычно называют немецким. Наш современный способ держания смычка с помощью наложения пальцев на трость сверху связан со способом держания смычкового инструмента «а браччо». Форма держания смычка «сверху» впоследствии была перенесена и в виолончельное исполнительство. С 19 века держание смычка «сверху» вводится так же у контрабасистов, получая наименование «французской манеры». Секреты высококачественного смычка (ссылка внизу)
Источник: http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/bow.shtml | |
Категория: Статьи | Добавил: Alto (25.03.2009) | Автор: Alto | |
Просмотров: 7413 | Рейтинг: 4.5/2 | |