Каталог статей

Главная » Статьи » История исполнительского искусства » Статьи

Смычковое искусство в средневековой Европе
     


             Изобразительный материал показывает, что фидель применялся в культовой музыке средневековой Европы. Изображение инструмента часто появляется в скульптурах церквей и соборов, на картинах с церковной тематикой. Фидель присутствовал в монастырском быту. Однако церковь была отнюдь не единственной сферой применения фиделя. 
         Яркой жизнью фидель жил в музыкальной культуре французских трубадуров. Под звуки фиделя исполнялись сложенные ими песни. Песня начиналась с инструментального ритурнеля, который намечал ритм и тональность; затем исполнитель пел первую строфу, аккомпанируя себе выдержанными звуками на бурдонах; по окончании строфы инструментальный ретурнель повторялся, затем следовала вторая строфа. Но чаще не сам трубадур исполнял сочиненные им песни. Обычным исполнителем был жонглер – бродячий народный музыкант. Он пел эти песни в замках или на площадях городов. 
 null

         Задачи фиделя не ограничивались сопровождением пению. На нем играли большое количество мелодий – эстампиды(песня в ритме танца) и дукции. Одно из старейших известных нам произведений для смычковых инструментов эстампида – исполнялась при дворе маркиза Бонифация 2 в Монферрате в 1195 г. двумя жонглерами. Слова к этой эстампиде – «Майская песня»
были написаны уже после этого исполнения поэтом-трубадуром Рамбо де Вайкера. 
 Танцевальные мелодии на фиделе исполнялись и на различных увеселениях, в играх и инсценировках. Фидель нередко становился своего рода эмблемой мастерства жонглера и менестреля. Деятельность французских жонглеров оказывала значительное влияние на музыкальную культуру трубадуров. Жонглер привносил в эту музыку много звучащих в народе мелодий. 

         В Германии связь между народным фидлером-шпильманом и миннезингерами, происходившими из дворян, была менее характерной, чем между жонглером и трубадуром. Большинство миннезингеров состояло на придворной службе в богатых дворянских замках. Шпильманы же рассматривались как люди, лишенные прав, и были лишь терпимы высшими кругами, когда в них нуждались, но они имели огромную популярность среди народа.
null

            Фидель в средние века широко применялся не только в качестве инструмента, аккомпанирующего пению. Наряду с этим, часто использовались различные сочетания его с другими инструментами. С полным основанием можно говорить о существовании своеобразных средневековых «оркестров». Благодаря своим звуковым качествам фидель часто фигурировал в этих оркестрах как ведущий инструмент. Так же фидель использовался и как сольный инструмент. 
       Исполняемая на фиделе мелодия могла орнаментироваться, снабжаться украшениями. В числе таких украшений упоминается трель. Мелодия сопровождается не непрерывно звучащим бурдоном, а отдельными консонирующими звуками, извлекаемые либо смычком, либо щипком. По-видимому, пиццикато бурдонирующей струны осуществлялось большим пальцем левой руки. 
        Функции фиделя 12-14 ст. многообразны. Этот смычковый инструмент использовался в церковном обиходе и в светской музыке; некоторые его разновидности широко бытовали в народной музыкальной жизни. Каждый из названых родов искусства, оказывая свое воздействие, вызывал соответствующие изменения в инструменте, приспосабливая его к своим требованиям. В этом скрыта одна из причин появления и сосуществования многих разновидностей фиделя. Дальнейшее развитее фиделя пошло по двум путям, один из которых вел к виолам, другой – к скрипкам. 
null


Категория: Статьи | Добавил: Alto (21.03.2009) | Автор: Ларичева И. О.
Просмотров: 4282 | Рейтинг: 5.0/2 |
Скрипка Орган Церковное пение