Каталог статей
Главная » Статьи » Методика преподавания » скрипка, альт |
Фрагменты работы профессора Новосибирской консерватории Матвея Борисовича Либермана "МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ СКРИПИЧНЫХ ШТРИХОВ"
ЛЕГАТО При сольфеджировании мелодии в начальном периоде занятий мало достигать чистоты интонирования. Добиваться слитного, текучего воспроизведения, выявляющего смысл мелодического построения в целом. Поначалу ученик должен овладеть метроритмической ровностью при исполнении нескольких звуков одним движением смычка. 1) ритмическая точность движений пальцев левой руки (при смене позиций – движения всей руки), 2) доигрывание (дослушивание) смычком длительностей, особенно слабых долей. Точность ритма во время переходов в легато на другую струну зависит от четкости организации движений правой руки. Важная роль умения сочетать свободно выполняемый начальный двигательный импульс руки, подобный естественному вздоху, с атакой и последующим ограничением скорости (некоторым торможением) движением смычка. Прием «дыхания смычка» способствует тому, что при смене направления движения смычка оптимально сочетаются факторы скорости и давления на струну. Легато при переходе с одной струны на другую требует специального приема, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором движении плотности прилегания к ней в момент перехода – хорошая атака звука на другой струне. Значение имеет подготовка пальца левой руки на этой струне. Палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остается на ней, пока оба звука не соединятся. Переход осуществляется в основном кистью, но эти движения не должны быть и изолированными: свободные и гибкие действия кисти координируются с соответствующей регулировкой уровня подъема плечевой части руки и вспомогательными (мелкими) вращениями предплечья. Средство достижения выразительности фразировки, связанное с выявлением музыкально-логического начала – распределение скорости ведения смычка. 1 – неравномерное распределение целого смычка, когда мелодия носит спокойный, повествующий характер, исполняется без динамических изменений. 2 - при исполнении музыки взволнованного характера, когда восходящая направленность мелодии к опорным звукам, смысловым акцентам и кульминациям сопровождается обычно значительным крещендо, движение смычка, сдержанно-экономичное вначале, к концу постепенно ускоряется. 3 - когда в пределах одной, обычно краткой, лиги происходит спад динамики в момент отхода от кульминации с филировкой звука (диминуэндо). Активная атака и быстрое проведение смычка сменяются постепенным замедлением его инерционного движения. 4,5 – виды неравномерного распределения смычка представляют собой более сложные варианты, когда под одной лигой сочетаются два противоположно направленных нюанса (крещендо и диминуэндо или наоборот). В первом случае смычок вначале двигается медленно, затем постепенно ускоряется, благодаря чему сила звука возрастает к опорному тону. После того скорость смычка замедляется для филировки звучания к концу лиги. Противоположный эффект достигается в том случае, когда скорость смычка внутри лиги меняется в обратном порядке - сначала увеличивается. Помои становится медленной, после чего снова возрастает. Различная скорость проведения смычка по струнам во всех случаях неразрывно связана с тем или иным давлением на струну, т.е. с использованием и регулировкой веса руки со смычком, также с инерцией ее движения. Эти виды распределения смычка закономерны не только в кантилене, но и в исполнении виртуозных пассажей. При распределении смычка в легато изменяются не только два фактора звукоизвлечения (скорость и давление), но и третий основной фактор – игровая точка (место соприкосновения волоса со струной). При излечении более высоких звуков на каждой струне (переходы в верхние позиции) точка смещается к подставке, при извлечении более низких (в 1-й поз.), наоборот – в сторону грифа. Предпосылкой успешной работы над распределением смычка является умение играть «медленным», заторможенным смычком при достаточной плотности его прилегания к струне. Владение «длинным смычком» создается путем тренировки навыка исполнения продолжительных, выдержанных звуков – кон филе. Короткое легато (по 2 звука) исполняемое обычно в быстром темпе, где смены смычка не совпадают с переменой пальцев левой руки. Бариолаж – когда при быстром чередовании смежных струн два или несколько звуков объединяются одним движением смычка. Из-за необходимости быстрого возврата смычка в исходное положение перевод его с одной струны на другую осуществляются кистевым движением при участии предплечья и свободно «подвешенного» плеча, которое может занимать три положения: среднее между плоскостями двух звучащих струн, в плоскости нижней или верхней струны. Прием исполнения нескольких звуков, последовательно играемых на трех или четырех струнах (арпеджиато), когда возникает акустический эффект «педального» звучания. Перевод смычка с одной струны на другую здесь выполняется всей рукой, то есть движением плеча, согласованным с небольшими вспомогательными вращениями предплечья при стабильном (свободном) положении кисти. Смычковый прием портато – мягкое отделение звуков внутри одного связного штриха. Целеобразно привлекать внимание начинающего скрипача к различию двух способов соединения звуков в мелодии – более связного, выполняемого одним движением смычка (легато), менее связного, осуществляемые разными движениями (деташе). В представлении ученика младшего возраста это может ассоциироваться с разграничением понятий «петь» и «говорить». Такой сравнительный метод позволяет еще на ранней стадии обучения приступать к систематическому изучению штриха легато (по 2 и 4 на смычок). С этого момента начинается работа над умением правильно распределять длину целого смычка. Задача состоит в получении ровного звучания при делении смычка на две, три, четыре, и затем и большее количество частей, при преобладании фактора скорости и недостаточно регулируемой его разделение на ритмически обусловленное количество частей, неизбежно приобретает формальный характер, ибо не обеспечивает полноценного звучания. Внимания требует профилактика типичного недостатка – «раздувания» звука, который происходит чаще всего в середине смычка и ведет к появлению «ложных» акцентов, разрушающих фразировку мелодии. Этот порок свидетельствует о нарушении ряда координационных связей: движений правой руки со слуховым восприятием, скорости и давления смычка в процессе звукоизвлечения. Вместе с тем не следует надолго откладывать ознакомление ученика с закономерностями неравномерного распределения смычка. При непрерывной игре на разных струнах и необходимости выделять мелодический голос решение этой задачи необходимо: а) смычок нужно распределять равномерно, добиваясь четких и мягких переходов на другую струну, (главная роль принадлежит кисти, взаимодействующей со вспомогательными движениями остальных частей руки); б) естественней извлекать звук, т.е. максимально использовать вес правой руки и смычка для полнокровного звучания всей мелодической ткани – тематического и сопровождающего голосов; в) требуется чутко корректировать давление смычка при его перемещении от колодки к концу (и обратно), а так же с одной струны на другую. Главные требования в работе над легато в виде основных принципов, которыми можно руководствоваться в повседневных занятиях с учащимися разного уровня подготовки: 1) слуховая настройка (установка) на мелодическую слитность 2) фразировка мелодии как музыкальная основа работы над разнообразными техническими приемами 3) последовательное изучение различных вариантов распределения смычка, основанное на анализе метроритмической структуры и выразительности музыкальной фразы (с учетом скорости, давления, игровой точки) 4) систематическое совершенствование навыков соединения звуков при перемене направления смычка и его переходах с одной струны на другую 5) целенаправленная координация движений правой руки и смычка с элементами техники левой руки – четкой артикуляцией пальцев, смена позиций, вибрато. Продолжение впоследствует. | |
Категория: скрипка, альт | Добавил: Alto (10.04.2009) | Автор: Проненко Н.,Е. | |
Просмотров: 3960 | Рейтинг: 5.0/1 | |