Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации, статьи » публикации, статьи

К вопросу интерпретирования жанра сонаты на уроках камерного ансамбля на примере сонаты для контрабаса и ф-но Г. Оканя
Рахманов И.А.

      Думается, нет смысла упоминать о том, что предмет «Камерный ансамбль» в блоке специальных дисциплин музыкальных учебных заведений является ведущим наравне с специальным инструментом. Однако, никто не может спорить по поводу его специфичности. А специфика этой формы заключается в том, что участники камерного исполнительства должны быть равноправны в полном смысле этого понятия. Безусловно, этот музыкальный жанр призван развить художественный вкус и чувство партнерства в интерпретировании музыкального произведения. И это, бесспорно, самое главное условие в этом жанре.

       Стало традиционным, что индивидуальные планы, составляемые преподавателями на учебный год, как правило, заключают в себе произведения представленные староклассической школой.

      Но жизнь идет упрямо вперед. Сознание меняется, а вместе с ним меняются вкусы, стили, образы, идеи. Ни кто не сможет отрицать тот факт, что XX век родил за всю предшествующую историю наибольшее разнообразие форм и исполнительских стилей. И для дальнейшего развития этого вида музыкального творчества представляется необходимым включение в учебные программы все больше и больше произведений композиторов-современников.
   
      В этом докладе предлагается рассмотреть опыт одного из украинских композиторов-новаторов Г.Оканя.
Григорий Александрович Окань - один из самобытных украинских компопозиторов. Педагог, исполнитель, солист оркестра и камерных коллективов. Его произведения для контрабаса и фортепиано дают возможность преподавателям и студентам класса камерного ансамбля расширить исполнительский репертуар и представляют собой отличный учебно-педагогический материал. Концерт ДО-мажор для контрабаса и фортепиано на тему оперы Дж. Мейербера «Гугеноты», вариации для контрабаса и фортепиано на две темы из оперы Н. Лысенко «Наталка-Полтавка», написанные им в разные годы творческой жизни, по праву могут служить учебным пособием в классе камерного ансамбля.
Соната для контрабаса и фортепиано, написанная Григорием Оканем в 1993 году, предлагает пополнить свой опыт подрастающим исполнителям в жанре камерного музыцирования.
  Поиски интерпретирования любого музыкального произведения находятся в плоскости осознания художественных и формообразующих средств, которые автор применил в своем сочинении. Композиционно рассматриваемое сочинение является двухчастным. В первой части мы находим самые разнообразные эмоциональные состояния - сосредоточенно-напряженное в начале, наполненное драматизмом в конце, лирико-созерцательное и поэтически взволнованное в середине части. Сочетание украинского национального мелодиума и современных формообразующих средств, политональность, изменяющаяся ритмическая пульсация - создают ощущение емкого и краткого высказывания.
Вторая часть расширяет границы двухчастной формы произведения. Она продолжает развивать тематическую идею первой части, но уже в совершенно другой плоскости. Романтическую взволнованность этой части подчеркивают сравнительные тональные сопоставления, обогащенные полифонизмом, содержащим многочисленные гармонические напряжения; эпизоды драматического характера сменяются разделами созерцательной отвлеченности. Эмоциональная неустойчивость основного разделавторой части уравновешивается небольшим построением танцевального характера (Piu mosso). Полифоничность фактуры как-бы сдерживает танцевальный жанр эпизода. А в следующем разделе разрешает этот «конфликт» жанрово-танцевальной сценкой, завершающейся возвратом в первоначальному тематическому зерну. Tempo I обозначает своеобразный водораздел между предшествующим развитием и завершением всей сонаты. Это - концентрация предшествующих состояний и одновременно апофеоз сонаты. Шеститактное заключение - это краткая взволновано - напряженная реплика. Многоплановость второй части сонаты расширяет форму и наполняет её элементами сюитности. А цементирующим элементом формы предоставлена мелодическая идея в разнообразных модификациях.
Решить все художественные и технические задачи, заключенные в сонате, могут быть предоставлены студентам, имеющим достаточный исполнительский опыт, обогащенным слуховым запасом и технической оснащенностью. Поэтому дащое сочинение может быть предложено только перспективным студентам. Соната, в которой автор использует разнообразные фактурные приемы (от подголосочнополифонических до гамофонногармонических), предлагает учащимся еще раз проверить качество своих навыков в этом жанре. Многочисленные эмоциональные состояния, содержащиеся в музыкальном материале сонаты, требуют от исполнителей большой гибкости в переключении из одного состояния в другое и адекватных художественных реакций.
Можно с уверенностью сказать, что соната для контрабаса и фортепиано Григория Оканя полностью удовлетворяет требованиям камерного исполнительства. Художественная содержательность, полнота формы, равноправность партий делают произведение достойным жанра камерного исполнительства.  






Категория: публикации, статьи | Добавил: Alto (08.02.2009) | Автор: Рахманов И.А.
Просмотров: 859 | Рейтинг: 5.0/1 |
Скрипка Орган Церковное пение