Каталог статей

Главная » Статьи » История исполнительского искусства » Статьи

Истоки смычкового искусства
    Происхождение смычковых инструментов.
    Первые достоверные сведения о смычковых инструментах.


    Первые струнно-смычковые инструменты были завезены в Европу из Ср. Азии. Ответ об истоках игры на смычковых инструментах дает среднеазиатский трактат о музыке Дервиша Али – источник начала 17в., в котором описывается среднеазиатский инструментарий. В главе о смычковых инструментах автор говорит, что они были «изобретены» во времена султана Махмуда Газневи (998-1030) в Ср. Азии. 
   Так же ценные сведения для исследования истоков происхождения смычковых инструментов дают китайские источники. Во многих случаях происхождение китайских музыкальных инструментов можно определить с помощью этимологических исследований названий инструментов. Почти во всех китайских названиях инструментов (ху-цинь, си-ху, бан-ху) фигурирует приставка «ху», что обозначает «варвар». Этот элемент использовался китайцами для обозначения тюрко-монгольских народов Ср. Азии. 
   Ху-цинь – группа смычковых инструментов. Включает 2-х струнные инструменты – эрху и баньху, и 4-х струнную сыху. Использовались главным образом в театральных оркестрах. Сейчас входит в состав традиционных инструментов.

     В странах Ближнего Востока в Средней, Южной и Юго-Восточной Азии получил распространение струнно-смычковый инструмент ребаб.
                           
    Ребаб имел деревянный сферический или прямоугольный корпус, закрытый спереди, а иногда и сзади, кожаной декой. Сквозь корпус проходит длинная шейка – шпиль. У ребаба 1-3 струны. Играли на нем лукообразным смычком.

    Наибольшее влияние на появление скрипок оказали два типа средневековых инструментов, известных под названиями фидель и ребек.
Развитие фиделя связано со смычковым инструментарием славянских народов. Фидель существовал примерно с IX до середины XVI в.. В течение этого времени имел исключительное многообразие форм корпуса и количества струн. Классическая разновидность фиделя имела гитарообразный корпус, два резонансных отверстия в форме скобок, безладовый гриф, дощатую головку с прямыми, перпендикулярными к ней колками, пять струн, настроенных по квартам и квинтам.
Обычно на фиделе играли, держа его в горизонтальном положении, хотя встречались исполнители, державшие фидель вертикально.

   На сохранившихся изображениях фидель часто связывается с культовой тематикой, но основное распространение этот тип инструмента получил среди миннезингеров, трубадуров и жонглеров. При этом следует особо отметить народную струю, которая проникала в исполнявшуюся на фиделе музыку благодаря жонглерам — наемным музыкантам, слугам трубадура или трувера. В XIV в. ясно намечаются два направления в развитии фиделя, приведшие в XV столетии к образованию семейства виол и семейства смычковых лир. 
   Семейство смычковых лир состояло из лиры да браччо (сопрановый инструмент), лироне да браччо (альтовый), лиры да гамба (теноровый) и лироне перфетто (басовый).
    В противоположность семействам виол и скрипок, лиры различались между собой не только по размеру, тембру и диапазону, но и по ряду других признаков, делающих объединение этих инструментов в одно семейство несколько условным. В процессе развития фиделя в скрипку определяющее влияние оказали лиры, державшиеся da braccio (в руках), т. е. лира да браччо и примыкающая к ней лироне да браччо. Низкие же лиры отразили влияния лютни и виолы. 

   Ранняя лира да браччо отличалась от фиделя лишь количеством струн. Помимо пяти струн на грифе, она имела еще две, расположенные вне грифа струны, так называемые бурдоны, применявшиеся для своеобразного аккомпанемента в виде выдержанных звуков. Уже на позднем фиделе можно встретить использование нижней струны в качестве бурдона. Лира да браччо имела безладовый гриф. Квартово-квинтовый строй фиделя при его эволюции в лиру переходит в квинтовый строй. Строй лиры да браччо полностью совпадал со строем современной скрипки и отличался только удвоением «соль» и наличием бурдонов.
   В процессе развития лиры в скрипку следует отметить появление на корпусе сперва двух, а затем и четырех углов, а, также приближение формы дек и резонансных отверстий к скрипичным.
    Широкое применение получили лиры на своей родине, в Италии. Их можно было встретить и у народных певцов-сказителей и в академических музыкальных кругах. В XVI веке лиры, особенно приближающаяся по размеру к виолончели лира да гамба, часто применялись для сопровождения мадригалов. Лира да гамба и лироне перфетто использовались для сопровождения речитативов в ранних операх (например, ок. 1600 г. в «Эвридике» Пери).
    Наряду с этой основной линией развития скрипки из фиделя, следует указать также на ту роль, которую сыграл в ее формировании тип ребека.
Происхождение ребека обычно связывается с арабским ребабом. Ребек появился в европейской музыкальной практике около XII в. Широко применялся народными музыкантами и встречался еще в третьей четверти XVIII века. Характерными чертами ребека были мандолинообразный корпус, непосредственно переходящий в шейку, и колковая коробка с поперечными колками. Лады на грифе отсутствовали. Ребек имел обычно три струны, квинтовый строй ребека — G, D, A установился еще до появления скрипки. Играли на ребеке, обычно держа его в горизонтальном положении.
   В формировании виольного семейства, наряду с фиделем, известную роль сыграла также и лютня, завезенная в Европу еще в VIII веке и получившая огромное распространение в XIV - XVII вв. Именно лютневым влияниям можно приписать такие черты виол, как лады на грифе, квартово-терцовый строй, третье резонансное отверстие — розетку. 

   
Народные истоки смычковой культуры в России. 

   Смычковые инструменты были известны на Руси с глубокой древности (X—XI вв.). Проникновение этих инструментов в славянские земли происходило со стороны Азии, где они бытовали еще в I веке до нашей эры. Путь смычковых инструментов из Азии в Европу вернее всего пролегал через Византию. Но, как известно, именно с Византией была тесно связана с середины X века Киевская Русь. 
   Византийскими мастерами расписывались фрески Софийского собора в Киеве, выстроенного в начале XI века. На одной из них изображен музыкант со смычковым инструментом, формой корпуса напоминающим примитивную виелу. Корпус инструмента не имеет «талии», гриф от корпуса не отделен, отсутствует шейка, а струны натянуты непосредственно над корпусом, суживающимся к головке, весьма трудно различимой на рисунке. Держит музыкант инструмент у плеча, то есть способом «а браччо», не принятым на Востоке.

   Такая форма держания получила распространение у народных исполнителей европейских стран, что объясняется условиями, в которых обычно протекала их практика — игрой, стоя на площадях, или же на свадьбах, совмещая игру с пляской, и т. д. Резко отличался в этом Восток, где музыканты обычно выступали в чайханах, или при трапезах в частных домах, усаживаясь на коврик, что имело следствием способ держания инструмента, упирая его в колени, то есть «а гамба». 
    В Средние века в Западной Европе были распространены обе формы держания смычковых инструментов — и «а гамба», и «а браччо». 
 
    «Смык». «Смычок». Первое упоминание о смычковом инструменте под наименованием «смык» в русском письменном памятнике относится к XI веку. О «смыке», как инструменте, на котором играли «лучцом», упоминается в народных песнях. Однако, что это был за инструмент доподлинно сказать нельзя — скорее всего какая-нибудь из ранних разновидностей гудка.

     Гудок был наиболее распространенным русским народным смычковым инструментом. Впервые термин этот, как название инструмента, появляется в русской литературе в XVII веке (в «Наказах монастырским приказчикам»). 
 
 

     Гудок — трехструнный инструмент, однако встречались гудки и четырехструнные. Форма корпуса гудка бывала весьма различной — большей частью овальной или усеченно грушевидной; некоторым гудкам в более позднее время придавалась и скрипичная форма. 
    Корпус инструмента обычно не имел боковых вырезов (так называемой «талии»). Не имел гудок отделенного от корпуса грифа. Верхняя дека была плоской, тыльная сторона выпуклой; шейка очень короткая, позже удлиненная, без ладов. Головка прямая, треугольная или скошенная, отогнутая назад, с завитком, выдававшимся вперед. Играли на нем коротким лукообразным смычком, который держался сбоку. Все три струны звучали одновременно, так как подставка была плоской. Мелодия исполнялась на верхней струне, средняя и нижняя, настроенные в октаву между собой и в квинту по отношению к верхней, «гудели», создавая бурдонный бас.
     Нижние струны не только «гудели» в качестве бурдона, но исполнитель в случае надобности большим пальцем левой руки мог изменять их высоту, создавая нужный «бас» к мелодии.
     Гудки делались из грубого дерева, корпус не покрывался краской. Инструменты эти были различных размеров и разных диапазонов: высокий гудок — гудочек, средний — гудок и низкий, басовый — гудище. 
     Звук гудка был гнусавым, скрипучим, но, вероятно, наиболее искусные игрецы умели придавать ему известную выразительность. До последнего времени все представления о гудке строились только на основании литературных и иконографических источников, так как ни одного экземпляра этого инструмента не сохранилось, несмотря на то, что в народном исполнительстве он бытовал до конца XIX века. Лишь при археологических раскопках Древнего Новгорода 1951 —1962 годов были найдены два экземпляра гудков конца XII и XIV веков.

     Гудок был излюбленным инструментом средневековых бродячих актеров-музыкантов, так называемых «скоморохов». Искусство скоморохов расцвело в эпоху Киевской Руси. Хранителями народных традиций и значительной сатирической силой оставались скоморохи в период татаро-монгольского ига, а в пору образования русского государства (XVI век) и в XVII веке они охотно допускались ко двору царей. Именно скоморохи составляли основу инструментальных капелл Государственной потешной палаты, то есть первого придворного театра Московской Руси XVI—XVII веков.
     Однако скоморошество постоянно подвергалось гонениям. Особенно боролась со скоморохами церковь, так как они зло высмеивали пороки монахов и духовенства, возбуждали в народе «крамольные» настроения. Православная церковь, ограничивая свои обряды хоровым пением, выступала вообще против инструментальной музыки. В течение всего русского средневековья игра на инструментах осуждалась как греховная, а инструменты назывались «бесовскими гудебными сосудами». При этом борьба велась жестокая — не только музыкантов, но и их слушателей наказывали батогами, дома разоряли, а музыкальные инструменты уничтожали.
     В борьбе со скоморошеством церковь искала поддержки светской власти. В 1551 году митрополит Иосаф призывает Ивана IV «извести» скоморохов. Однако только почти через столетие — в 1648 году — царь Алексей Михайлович издал указ о разгроме скоморошества (указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверия»). Скоморошество было запрещено, а инструменты торжественно сожжены на берегу Москвы реки.
    Этим актом, как и официальным запретом скоморошества, народное профессиональное инструментальное исполнительство не было уничтожено. Более того, при царском дворе, уже после разгрома скоморошества, продолжали служить профессионалы музыканты-игрецы на русских народных инструментах,— по существу те же скоморохи. Именно из скоморохов, заставляя их играть уже не на гудках и домрах, а на скрипках и «фиолах» (виолах) формировали первые инструментальные капеллы, просвещенные бояре.
 
     К концу XVIII века популярность гудка сильно уменьшается, и в первой половине XIX столетия он почти полностью вытесняется из народной музыкальной практики скрипкой. В 1815 году композитор Степан Давыдов написал для гудка и рожка дуэт в народном дивертисменте «Семик или гулянье в Марьиной роще». Но это был уже пример скорее «этнографической» фиксации фольклорного инструментального исполнительства. 

Категория: Статьи | Добавил: Alto (07.02.2009) | Автор: И. Ларичева
Просмотров: 11974 | Рейтинг: 4.7/7 |
Скрипка Орган Церковное пение