Виоль д`амур - Статьи <!--if(История исполнительского искусства)-->- История исполнительского искусства<!--endif--> - Каталог статей - Днепропетровская консерватория струнные инструменты

Каталог статей

Главная » Статьи » История исполнительского искусства » Статьи

Виоль д`амур
    

           Виоль д'амур (viole d'amour) — старинный музыкальный инструмент из семейства виол — примечательна своей не совсем обычной судьбой.

          Появившись во второй половине XVII века и достигнув расцвета в XVIII столетии, она в дальнейшем применялась редко и упоминалась в различных трактатах в числе либо исчезающих из практики инструментов, либо уже исчезнувших. Довольно типичный пример — слова известного инструментоведа XIX века Ф. Геварта: «...нет основания предполагать, что виоль д'амур вновь займет место в практике западного искусства.

       Однако старинный инструмент не исчез, напротив, интерес к нему, особенно за последнее время, все более и более возрастает. Да это и неудивительно — у виоль д'амур красивое звучание, полное поэзии и таинственности. Недаром Г. Берлиоз в своем трактате, подчеркивая ее достоинства, писал: «Звук виолы д'амур слабый и нежный; в нем есть что-то небесное (serafhique), идущее одновременно от альта и от флажолетов скрипки. Особенно подходит виола для музыки плавной, для мечтательных мелодий, для выражения восторженных и религиозных чувств... Право же, было бы очень жаль утратить этот драгоценный инструмент...».

      Виоль д'амур — последняя представительница смычкового семейства виол — впервые появилась во второй половине XVII века в Англии. По внешнему виду она не отличается от других виол: плоская нижняя дека, покатые плечи, квар-тово-терцовый строй, но держится виоль д'амур не способом «а гамба», как все другие виолы, а на плече, подобно скрипке.
Характерной особенностью инструмента являются подгрифные струны — их называют резонирующими или симпатическими. На них не играют, но они колеблются и резонируют во время исполнения на основных струнах и тем самым придают звучанию виоль д'амур своеобразную таинственность.

     

 


       Современники признавали за ней «милый серебряный звук» и «приятную нежную полноту гармонии». Видимо, поэтому она получила название «виолы любви». Правда, есть и другое предположение о происхождении названия, высказанное в начале XX века хранителем коллекции музыкальных инструментов Парижской консерватории Пиллаутом: «...название виоль д'амур возникло отклонением от первоначального. Следует правильно читать „виола да мор", то есть виола мавров, что означало восточное происхождение этого инструмента». Принцип использования резонирующих струн заимствован из музыкальной культуры стран Востока.

     У наиболее распространенного типа виоль д'амур семь струн игровых и семь резонирующих. Но встречаются инструменты с шестью игровыми и шестью симпатическими. Интересной разновидностью виоль д'амур является английский виолет, имеющий семь струн игровых, а резонирующих — от десяти и до пятнадцати.

        В XVII веке встречались также виоль д'амур и без резонирующих струн, бытовавшие в Германии и во Франции, но у них игровых струн было либо пять, либо шесть. Описание пятиструнной виоль д'амур имеется у И. Маттезона в книге «Das neueroffnette Orchestre»: «Излюбленная viole d'amore носит свое милое имя по праву, ибо способна выразить много томления и нежности. Она имеет 4 струны из стали или меди и одну, именно квинту, жильную. Строй ее — аккорд c-moll или также C-dur... Звук ее серебристый, при этом весьма приятный и нежный. Жаль только, что ее не используют чаще».

       Наиболее распространенным строем виоль д'амур считается ре-мажорное трезвучие, но И. Маттезон (1681—1764) упоминает строй до-мажорного и до-минорного трезвучии. Немецкий музыковед И. Майер (1689—1768) приводил примеры 17-ти вариантов настройки инструмента. Для XVIII века было обычным настраивать виоль д'амур в тональности исполняемого произведения. Чешский инструментовед А. Бюхнер пишет: «Это сложный и трудный метод, так как он прежде всего предполагает отсутствие в произведении модуляции. Далее этот метод предъявлял большие требования к настройке струн, которые должны были все время перестраиваться, зачастую на большие интервалы ниже или выше». Возможно, что многочисленные варианты настройки были одной из причин сравнительно редкого употребления старинного инструмента.

      По внешнему виду виоль д'амур, пожалуй, самый красивый инструмент из всех смычковых. Исключительно изящна форма корпуса, особенно его «талия», повторяющая контуры резонансных отверстий в виде огненных язычков, сделанных на верхней деке. Декоративным украшением являлась «готическая роза», которую вырезали под грифом на верхней деке. Длинный ящичек со множеством колков, завершающийся вырезной головкой, либо девичьей, либо амура с завязанными глазами, дополнял изысканность формы. Все это вместе взятое позволяет говорить о старинном инструменте как подлинном произведении искусства.


          Виоль д'амур создавали скрипичные мастера итальянской, французской, немецкой школ. Известному немецкому мастеру Матиусу Клотцу (1653—1743) принадлежит английский виолет, у которого при семи игровых пятнадцать резонирующих струн. В зальцбургском музее хранится виоль д'амур, сделанная Я. Штайнером в 1661 году.

       Своим искусством создания виоль д'амур славились чешские скрипичные мастера: Я. У. Эберле (1699—1768), Я. И. Геллмер (1687—1770), Т. О. Гулинский (ученик Эбер¬ле), Я. Кулик (1800—1872), К. Б. Дворжак (1856—1909). Наиболее известным из них был пражский мастер Я. У. Эбер¬ле. В Пражском национальном музее хранятся пять виоль д'амур его работы.

       Изготовляли старинные инструменты и советские мастера. Так, по заказу В. Борисовского Т. Подгорный сделал четыре виоль д'амур.

      По размеру виоль д'амур может быть приравнена к небольшому альту, поэтому на ней чаще всего играют альтисты, для которых освоить старинный инструмент больших сложностей не представляет. На инструменте очень легко играть аккорды, арпеджио, различные многозвучные сочетания, флажолеты.


          XVIII столетие — пора наивысшего расцвета искусства игры на виоль д'амур, которое было не только достоянием профессионалов, но также проникло и в среду музыкантов-любителей. Нежное звучание инструмента особенно привлекало к нему дам, любивших на нем играть. Известный историк музыки англичанин Ч. Бёрни, рассказывая о путешествии в Италию и о своем визите к знаменитому итальянскому певцу Фаринелли, отмечает: «Синьор Фаринелли давно уже не поет, но еще развлекается игрой на клавесине и виоле д'амур».


         Аттилио Ариости (1666—1740) был одним из первых блестящих исполнителей на виоль д'амур. Кстати, он играл на инструменте, на котором отсутствовали резонирующие струны, а игровых было всего четыре. Он выступал с концертами во многих странах, особенно успешно в Лондоне, где в 1728 году опубликовал «Шесть уроков (сонат) для виоль д'амур». Л. Гинзбург в «Истории виолончельного искусства» сообщает: «Из предисловия к этому изданию следует, что автор рассматривает Lezioni (уроки) как подготовку к предполагаемому изданию сочинений для виоль д'амур...».

     В 1972 году в издательстве Баренрейтер Г. Вайсом впервые были напечатаны «Стокгольмские сонаты» А. Арности для виоль д'амур и баса continuo в двух томах. Возможно, это и есть упоминаемые композитором в предисловии сочинения для этого инструмента.

                                        Наибольшее число концертов для шестиструнной виоль д'амур создал А. Вивальди (1678—1741). Всего им написано восемь концертов, из которых шесть — для виоль д'амур и струнного оркестра с клавесином, один для такого же состава, но с прибавлением лютни, и последний для виоль д'амур, двух гобоев, фагота, двух валторн и клавесина.

       Высокого уровня исполнительского мастерства на старинном инструменте достигли чешские музыканты: Ян Крумловский (1719—1763), П. Грачек (1724—1777), Я. И. Эберле (?—1765). Они были также и композиторами, создавшими ряд сочинений для своего инструмента.

                      Одним из самых выдающихся исполнителей на старинном инструменте был Карел Стамиц (1745—1801). Он выступал во многих странах с сольными концертами как скрипач, альтист и исполнитель на виоль д'амур. Как и большинство исполнителей XVIII века, он был и композитором, пополнившим репертуар для этого инструмента. Стамиц сочинил несколько сольных концертов в сопровождении оркестра и сонату для виоль д'амур и клавесина.
         Известными исполнителями на виоль д'амур и композиторами были К. Эссер (1736—1795) и К. Миландр. Немало произведений создали Г. Ф. Телеман (1681—1767), Ф. Руст (1739—1796) и И. Альбрехтсбергер (1736—1809).

         У И. С. Баха нет сольных произведений для виоль д'амур. Но тем не менее он высоко ценил своеобразную и неповторимую звучность инструмента и использовал в оркестре для сопровождения вокальных партий в нескольких кантатах. В «Страстях по Иоанну» он употребил даже две виоль д'амур. А. Швейцер в книге о Бахе посвятил этому эпизоду следующие строки: «Неописуемым блаженством веет от ариозо „Betrachte, meine Seel" и следующей за ним арии „Erwage, wie sein blutgefarbter Riicken". Гармонии колеблются между мажором и минором; к ним очень подхо¬дят затененные звучания обеих виоль д'амур. Улыбка сквозь слезы! Чувствуешь себя перенесенным в поле, где цветут колокольчики. В прекрасных сводах инструментальных линий арии видится радуга, распространяющаяся над искупленным миром, как об этом рассказывается в тексте».

           К концу XVIII и началу XIX века интерес к виоль д'амур значительно упал, и только  благодаря   интенсивной  исполнительской  деятельности   французского  скрипача и  альтиста
К. Юрана, выступавшего с сольными концертами на виоль д'амур, она вновь привлекла к себе внимание. Именно в расчете на К. Юрана были написаны соло в опере Р. Крейцера (1766—1831) «Рай Магомета» (1822) и известный эпизод (романс Рауля) из оперы «Гугеноты» Дж. Мейербера (1791— 1864). Один из современников писал о К. Юране: «Когда его смычок касался семи струн, артист извлекал ослепительные арпеджии гармонических звуков. Эти снопы нежных звуков струились из инструмента и производили впечатление свер¬кания света...».

          На грани XIX и XX столетий виоль д'амур стала чаще появляться в партитурах оперных композиторов: Ж. Массне, Г. Шарпантье, Л. Яначека, Дж. Пуччини.

          Своеобразно применил старинный инструмент Дж. Пуччини (1858—1924) в опере «Чио-Чио-Сан», удвоив им верхний голос хора, поющий за сценой с закрытым ртом. В результате получилось ощущение «таинственного» звучания. Однако чаще всего этот эпизод исполняется на альте, отчего впечатление становится иным. К. Штумпф, профессор Венской академии искусств, считает, что «в наше время солисты-альтисты в крупных оркестрах должны владеть и виоль д'амур. Современные дирижеры постоянно требуют участия старинного инструмента там, где это предусмотрено в партитуре. Митропулос еще в сентябре 1957 года для новой постановки «Чио-Чио-Сан» настаивал на участии именно виоль д'амур вместо обычного исполнения под сурдину на скрипке или альте. Митропулос считал, что Пуччини был большим мастером инструментовки и точно знал, что ему нужно, а именно серебристый тон виоль д'амур».

        В конце XIX века широко развернулась интенсивная концертная деятельность виднейшего исполнителя на виоль д'амур Луиса ван Вефельгема (1840—1908), который стимулировал начало нового периода все более возрастающего интереса к старинным инструментам и прежде всего к виоль
д'амур.
     Л. Вефельгем учился в Брюссельской консерватории, по окончании которой работал солистом-скрипачом в Будапештской опере, а затем альтистом в Парижской опере. После 1895 года он посвятил себя исключительно исполнительству на виоль д'амур. Он стал одним из основателей Общества старинных инструментов, ансамбль которого из четырех музыкантов дал первый концерт в Париже, в 1895 году, а затем с успехом выступал и в других странах. Л. Вефельгем играл на роскошной виоль д'амур мюнхенского скрипичного мастера Пауля Аллетзее, созданной в 1720 году.

      Деятельность Л. Вефельгема в утверждении старинного инструмента продолжил Арнольд Долмеч (1858—1940). Он был разносторонним человеком: учился в Брюсселе на скрипке у Вьётана, играл на клавесине, виоль д'амур и был, кроме того, мастером струнных и клавишных инструментов. С 1914 года постоянно жил в Англии и был организатором ежегодных фестивалей старинной музыки, в которых участвовал сам, вместе с женой и детьми, создав, таким образом, знаменитый ансамбль Долмеча.

       Замечательный альтист и исполнитель на виоль д'амур Анри Казадезюс по примеру Л. Вефельгема организовал в 1901 году в Париже еще одно Общество старинных инструментов. Его президентом был К. Сен-Сане, а руководителем — А. Казадезюс. Фактически это был небольшой ансамбль из пяти музыкантов (сам А. Казадезюс играл в нем на виоль д'амур), исполнявший произведения композиторов XVII, XVIII и начала XIX века. Ансамбль приобрел всемирную известность, ибо гастролировал во многих странах, в том числе и в России, где побывал начиная с 1906 года много раз. В конце 1909 года, после концертов в Москве, ансамбль приехал в Ясную Поляну и играл для Л. Н. Толстого, который был восхищен исполнением и подарил ансамблю фотографию с автографом, а 3 января 1910 года написал письмо Анри Казадезюсу. Вот текст письма (в переводе с французского):

        «Милостивый государь,
исполняю только долг совести, свидетельствуя о том, что превосходное исполнение вами и вашими товарищами раз¬личных произведений старинных композиторов было для меня одним из самых больших музыкальных наслаждений, когда-либо мною испытанных.
Пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить вас и ваших друзей за чрезвычайную любезность, которую вы оказали, приехав к нам в деревню, чтобы доставить нам это большое удовольствие. Сердечно жму вашу руку. Лев Толстой».

         Пауль Хиндемит играл на многих инструментах, в том числе и на духовых, но большую часть своей исполнительской деятельности он посвятил альту и виоль д'амур. Он создал «Маленькую сонату» для старинного инструмента с фортепиано и «Камерную музыку» № 6 для виоль д'амур и камерного оркестра. Оба произведения были исполнены множество раз в концертах самим автором. Хиндемит играл также партию виоль д'амур в баховских «Страстях по Иоанну», а в 1939 году в Кремоне прочитал доклад об этом инструменте.
  
        Из других иностранных исполнителей необходимо отметить американца Пауля Ширлея, автора первой в XX столетии Школы игры на виоль д'амур. Он много гастролировал с ансамблем. Нью-йоркский Линкольн-центр приобрел для Джульярдской школы у П. Ширлея виоль д'амур, созданную итальянским мастером из Флоренции Томмазо Каркасси в 1783 году. Впоследствии на ней играл известный американский альтист Вальтер Трамплер.

         Профессор Венской музыкальной академии Карл Штумпф постоянно выступал с сольными концертами на старинном инструменте во многих странах, в том числе и в СССР. Англичанин Гарри Денкс — энтузиаст виоль д'амур. Его гастрольные концерты в Европе сочетались с чтением лекций об инструменте; он — автор книги о виоль д'амур. Концертиру¬ющими исполнителями являются также американец Мирон Розенблюм и польский музыкант Ян Раковский.

           В России XVIII и XIX веков виоль д'амур была известна сравнительно мало. Интересно отметить, что в 1844 году в Петербурге вышла повесть В. Даля (под псевдонимом В. Луганский) «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его аршета». В этой сентиментальной повести рассказывается о судьбе музыканта — непонятого, униженного и умершего в молодости. Вероятно, фамилия Виольдамур дана символически по аналогии со старинным инструментом, судьба которого в то время была схожа с историей героя повести. Да и сам автор в начале книги, объясняя происхождение фамилии, образно говорит: «...Виольдамур — дано было когда-то родоначальнику аршеткинского барина за искусство владеть смычком на почти забытой ныне виоле, среднем подростке между двух более нам знакомых братьев: визгливым и упрямым ребенком, которого взял к себе на воспитание причудливый Паганини, и рассудительным, сутуловатым служкою Ромберга, отзывающимся на спрос могучего смычка чистым человеческим голосом».

      Что касается произведений для виоль д'амур, то в русской музыкальной литературе имеется только одно сочинение — это сюита Н. Я. Афанасьева (1820—1898), изданная в 1960 году. Она посвящена скрипачу и альтисту К. Путилову, который, возможно, играл и на старинном инструменте. В сюите шесть пьес песенно-танцевального характера.

        Несколько сочинений для виоль д'амур было создано советскими композиторами.
В. Ширинский (1901—1965) написал Танец, Ш. Каллош (р. 1932) - сонату (1975). С. Прокофьев использовал старинный инструмент в оркестре, поручив ему небольшой номер в балете «Ромео и Джульетта». В партии виоль д амур нет типичных для нее аккордов арпеджий, но зато прекрасно используется характерный — серебристый и нежный — тембр инструмента.

      Интересным начинанием явилась инициатива Государственного Эрмитажа, откликнувшегося на внимание со стороны слушателей к старинной музыке и старинным инструментам. В 30-е годы в здании Эрмитажного театра стали устраиваться исторические концерты из произведений прошлой эпохи, которые исполнялись на старинных инструментах, в том числе и на виоль д'амур
.

         Это была, пожалуй, единственная в мире «звучащая» экспозиция Эрмитажа. Исторические концерты в Ленинграде проводились систематически в течение ряда лет и познакомили широкий круг слушателей с произведениями почти или совсем неизвестными. Инициатором и руководителем этих концертов был профессор С. Л. Гинзбург, а на виоль д'амур играл профессор А. М. РЫБКИН.

           Многое сделал для популяризации старинного инструмента В. Борисовский, который стал играть на нем еще в 20-е годы. Почти в каждом концерте часть сочинений он исполнял на виоль д'амур. Борисовский выступал и в ансамблях с другими старинными инструментами — виолой да гамба, басовой виолой. Нередко играл с оркестром ре-мажорный концерт Вивальди в собственной оркестровой обработке. Им написана великолепная парафраза «Песня о розе» для голоса, виоль д'амур и фортепиано на мелодию Тибо IV (XIII век), а также сделаны многие переложения и обработки произведений М. Маре, Ж. Л юл ли, К. д'Эрвелуа.

         В разное время в нашей стране на виоль д'амур играли П. Страсбургер, Г. Матросова, Ф. Дружинин, И. Жирнова, Л. Людевиг, И. Богуславский, М. Толпыго. Иногда старинный инструмент звучит в концертах различных камерных оркестров и ансамблей.

       В 1972 году был создан эстонский ансамбль старинной музыки «Hortus musicus». В его составе было 4 певца и 7 исполнителей на старинных инструментах. Ими часто исполнялись произведения с участием виоль д'амур.

       Таким образом, можно смело сказать — виоль д'амур выдержала испытание временем и живет интенсивной творческой жизнью. О популярности старинного инструмента свидетельствует тот факт, что в США было создано Общество виольдамуристов, объединяющее в своих рядах исполнителей, исследователей и всех, кто любит этот прекрасный инструмент. Общество выпускает бюллетень «Новости», где печатаются материалы, связанные как с историей развития инструмента и исполнительства, так и современные исследования.

       Обаятельное звучание и яркие выразительные возможности виоль д'амур привлекают к ней внимание компо¬зиторов. Все это дает основание верить в долголетие виоль д'амур.


Категория: Статьи | Добавил: Alto (23.02.2009) | Автор: С. Понятовский
Просмотров: 4736 | Рейтинг: 5.0/5 |
Скрипка Орган Церковное пение