Каталог статей

Главная » Статьи » История исполнительского искусства » Статьи

ВЫДАЮЩИЙСЯ АЛЬТИСТ СОВРЕМЕННОСТИ У. ПРИМРОЗ

Для современников Уильяма Примроза (1904—1982) долгое время оставалось загадкой: почему молодой блестящий скрипач, с отличными перспективами на будущее, в один прекрасный день конца 20-х годов решил посвятить себя карьере альтиста-концертанта. Это было тем более удивительным, что в то время альт еще не был популярным сольным инструментом, да и солисты-альтисты были редкостью. Сейчас имя Примроза известно во всем мире, его исполнительская деятельность — одна из вершин в истории альтового искусства, и можно сказать, что тот смелый шаг молодого музыканта был своего рода провидением, шагом к своему великому будущему. Впоследствии альтист лаконично выразил свое отношение к инструменту: «Альт — это мой выбор и наиболее приятный для меня способ самовыражения».




Уильям Примроз поднял сольное альтовое исполнительство на такую высоту, какой достигло скрипичное и виолончельное искусство. Недаром его имя ставится в один ряд с выдающимися музыкантами современности П. Казальсом, Г. Пятигорским, Ф. Крейслером, Я. Хейфецем.


Критики единодушно признают Примроза выдающимся музыкантом и говорят о нем только в превосходной степени. Они подчеркивают в его игре необычность звучания альта, употребляя эпитет «светящееся», отмечают совершенство его техники и безупречность музыкального вкуса. Его интерпретация отличается глубиной проникновения в авторский замысел и совершенным воплощением различных музыкальных стилей.

Он много гастролировал, выступал в лучших концертных залах мира, играл с лучшими оркестрами и дирижерами, участвовал в различных музыкальных фестивалях, был первым исполнителем многих альтовых произведений современных композиторов.
Но творческая жизнь Примроза проявлялась не только в сфере сольного исполнительства. Он — блестящий камерный исполнитель (в дуэте с Я. Хейфецем, в трио с Я. Хейфецем и Г. Пятигорским, в фортепианном квартете с А. Шнабелем, Ж. Сигети, П. Фурнье, в Лондонском струнном квартете), много лет проработал в оркестре NBC под управлением А. Тосканини, возглавляя там альтовую группу. Необходимо, кроме того, сказать о его обширной педагогической работе — создании альтовых классов и семинаров мастерства в Соединенных Штатах Америки, Японии, Австралии и других странах.
Множество учеников Примроза играет в ведущих оркестрах мира и преподает в университетах и консерваториях. Он — автор нескольких методических книг и книги воспоминаний.

Уильям Примроз родился в 1904 году в Глазго (Шотландия) в семье музыканта-альтиста. Первые скрипичные уроки получил у своего отца, а затем продолжил обучение у К. Риттера. Способности плюс увлеченность музыкой быстро отразились на творческом росте юного скрипача. Уже в десятилетнем возрасте он сыграл скрипичный концерт Мендельсона с таким блеском, что не оставил сомнений в своих превосходных качествах скрипача. В дальнейшем Примроз переезжает в Лондон и его скрипичная карьера продолжается по восходящей линии в школе «Гилдхолл».
В 1923 году он дает в лондонском «Куинсхолле» свой первый сольный концерт, исполнив с оркестром популярную «Испанскую симфонию» Лало и виртуозный скрипичный концерт Эльгара. В следующем году Примроз окончил с золотой медалью школу «Гилдхолл» и продолжил свое образование в студии знаменитого бельгийского скрипача Э. Изаи. Именно в доме Изаи Примроз стал принимать участие в квартетах и других ансамблях в качестве альтиста. Э. Изаи сразу обратил внимание на удивительную склонность молодого скрипача к альту и позже поддержал его в стремлении стать альтистом-солистом.

В 1930 году Примроз становится альтистом известного Лондонского квартета, с которым гастролировал во многих странах в течение пяти лет. Вместе с тем он тщательно готовился к сольным выступлениям, и однажды во время гастролей квартета в Южной Америке Примрозу предложили дать сольный концерт, который прошел в Рио-де-Жанейро с большим успехом и вызвал восхищение красотой звучания альта и безупречной техникой «нового» сольного инструмента. Обосновавшись затем в Соединенных Штатах Америки, он поступает в оркестр, руководимый Тосканини, с которым выступает эпизодически и как солист. Но через четыре года оставляет оркестр и целиком посвящает себя сольной исполнительской и педагогической деятельности.



Успеху Примроза как альтиста-солиста во многом способствовали совместные выступления в течение нескольких лет с популярным американским певцом-тенором Р. Крук-сом. Их концерты, начавшиеся в 1942 году, проходили в больших залах и привлекали многочисленных слушателей.

«Когда слушаешь Примроза, — отмечает американский скрипач-педагог С. Эпплбаум, — не остается сомнений, что виртуозность — необходимое требование для игры на альте. Он способен на все те фейерверки, которые могут быть исполнены на скрипке, и Примроз является прекрасным выразителем всех сторон альтового исполнительского искусства: звучания, техники и интерпретации».

Примрозу одинаково хорошо удаются произведения разных жанров и стилей. В сочинениях с оркестром проявляются его масштабность исполнения и философская осмысленность интерпретации, а также мощность звучания сольного альта, «пробивающего» оркестровую фактуру. В камерных и сольных произведениях на первый план выходят благородство и сочность звучания, артистичность, мастерское владение штрихами и вообще всей технологией исполнения.

В репертуаре Примроза большинство произведений — оригинальные альтовые сочинения. Он великолепный исполнитель концертов для альта с оркестром современных композиторов У. Уолтона, П. Хиндемита, Д. Мийо, К. Портера. Много раз он играл сонаты И. Брамса, П. Хиндемита, А. Бенджамина и другие. Но особое место в его исполнительской деятельности занимают три шедевра: «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза (партия солирующего альта), Концертная симфония для скрипки и альта В. Моцарта и Концерт для альта с оркестром Б. Бартока.



«Гарольда в Италии» альтист исполнял с такими дирижерами, как Т. Бичем, Ш. Мюнш, С. Кусевицкий, А. Тос-канини. Это сочинение — одна из вершин исполнительской деятельности Примроза. В «Гарольде» он показывает поистине совершенное владение инструментом: идеальная техника смены смычка создает бесконечность legato, а насыщенное крупной вибрацией звучание придает широту мелодическому дыханию. Технические трудности преодолеваются альтистом с легкостью. Интересна и своеобразна трактовка Примрозом образа Гарольда, которого и олицетворяет солирующий альт. Это не мистик и не отрешенный от жизни герой, а личность с огромным внутренним достоинством и благородством. Берлиоз писал: «...исполнитель должен настолько проникнуться мыслью, которую он интерпретирует, чтобы быть ей равновеликим». Таков Примроз в «Гарольде».

Концертную симфонию Моцарта Примроз играл со многими скрипачами, наиболее блистательно — с Я. Хейфецем. В их исполнении в симфонии господствует яркость, виртуозность и, как это ни странно, современность прочтения сочинения. Моцарт предстает не в «музейной трактовке», а с привлечением современных выразительных исполнительских средств. Здесь и оправданная свобода, и полнокровность звучания, и искренность, непринужденность выражения. Увлеченность и грациозность исполнения сочетается с верностью моцартовскому стилю. У Моцарта альт ни в чем не уступает скрипке — это два равных инструмента. Примроз в соревновании с Хейфецем также равный из равных. Оба музыканта настолько ярки в своей неповторимой характерной индивидуальности, настолько превосходны как инструменталисты, что именно это, как иногда кажется, идет несколько в ущерб целому восприятию. И все же исполнение моцар-товской Концертанты — одно из превосходнейших творческих созданий Хейфеца и Примроза.

Альтовый концерт Бартока, наиболее популярное в настоящее время сочинение в репертуаре альтистов, впервые был исполнен Примрозом в 1949 году. Примроз дал концерту исполнительскую жизнь, а его интерпретация стала эталоном исполнения для альтистов. Он играет его на едином дыхании, с эмоциональной насыщенностью и виртуозностью. Великолепно звучит у музыканта вторая часть, где тембр альта Примроза удивительно хорошо передает драматическую насыщенность музыки, которая постепенно становится просветленной и возвышенной.

Для альтистов до сих пор остается проблемой размер альта. Дело в том, что стабильного, установившегося размера инструмента еще не найдено. Каждый музыкант выбирает для себя размер альта в соответствии с физическими данными. Тем не менее Примроз все же считает идеальным размером альт от 410 до 420 мм. Сам он играл на многих альтах. Начинал на инструменте работы братьев Амати (1600 г.), доставшемся ему от отца. Альт сравнительно небольшой (размер корпуса 398 мм), но необыкновенно отзывчив. С большой похвалой Примроз отзывается и о своем другом альте, работы современного американского мастера У. Моэнига. Он чуть больше Амати и силой звука превосходит его. Маэстро говорит: «...когда играешь с оркестром, хочется, чтобы звук лился без видимых усилий, особенно на нижних струнах. И в этом отношении я в восторге от нового инструмента». В 1955 году Примроз приобрел уникальный по сохранности и великолепный по звучанию альт Андреа Гварнери, созданный в 1697 году. Его размер — 413 мм.

Характеризуя альтовое звучание Примроза, составной частью которого является и прекрасный тон его замечательных инструментов, исследователи отмечают, что в формировании красивого насыщенного обертонами звучания большое значение имеет вибрация, которой Примроз пользуется мастерски. Он говорит: «.. .скорость вибрации должна быть контролируема в зависимости от эмоционального содержания музыки». Из других технологических приемов, которыми часто пользуется альтист, отметим необычную с точки зрения скрипачей аппликатуру. Например, он использует более частую смену струн, оставаясь в одной позиции, что, конечно, нежелательно на скрипке. Примроз отмечает: «Аппликатура на альте — это новое искусство. Просто еще нет сложившихся годами традиций».

Педагогическая деятельность занимала огромное место в творческой жизни Примроза. К нему ездили учиться со всего мира. Подход профессора к отбору студентов и вся методика обучения на альте говорят о нем как выдающемся педагоге.

Коротко о некоторых методических и педагогических принципах и пожеланиях Примроза.

«Первое, что я делаю, — говорит маэстро, — осматриваю руки юных музыкантов. Исключительно важно, чтобы руки будущих альтистов были сильными и с широкой кистью, ибо мензура на альте требует большей растяжки и напряжения пальцев, чем на скрипке. Годы опыта показали мне, как много разочарований и сердечных мук ждет в будущем альтистов с маленькими и не сильными руками».


Он постоянно напоминает своим студентам, чтобы они никогда не учили что-либо без вибрации. Даже технически трудный пассаж, когда он разделен на части и учится в медленном темпе, необходимо играть с вибрацией. Так же с вибрацией нужно играть и гаммы.


Особое внимание обращает Примроз на большой палец левой руки, который должен быть постоянно расслаблен. «Зажим шейки альта — опасная вещь», — предостерегает профессор. Для расслабления большого пальца он предлагает сложный технический пассаж сначала сыграть без большого пальца, а затем без напряжения приставить его на место. Таким образом можно развить способность не зажимать шейку альта.

По поводу правой руки Примроз говорит, что у студентов довольно часто наблюдается неверная хватка смычка, когда пальцы не ощущают ни баланса, ни силы, что сразу отражается на качестве звука. Для того чтобы добиться правильного и естественного положения пальцев на смычке, он предлагает специальное упражнение. Оно, подобно предыдущему, заключается в том, что сначала следует держать смычок на струне без большого пальца. Примроз отмечает: «.. .это немедленно заставит остальные пальцы охватить смычок с большей силой. Если это удалось, то надо постараться повернуть смычок на бок и обратно. Потом проделать то же самое с большим пальцем на смычке».

У самого Примроза большой палец правой руки, слегка согнутый, касается второго пальца, а мизинец постоянно остается на трости, даже при игре у конца смычка. «Найти естественное положение пальцев на смычке — мой постоянный призыв», — говорит музыкант.

Специфика альта, его звучания во многом связана с тем, что на альте извлечь хороший звук гораздо труднее, чем на скрипке. Часто студенты при игре вдавливают смычок в струну, что, по мнению Примроза, приводит к плохому, как бы «придушенному» звучанию. Он говорит: «Я обычно избегаю слова „давление", гораздо лучше и правильнее слова „вести" или „тянуть" смычок. Тогда и формируется естественное звучание». Очень важно «всегда начинать звук с легкой атакой на струну, даже в тихом нюансе», — советует профессор.

По поводу переложений для альта он придерживается мнения, что скрипичные произведения, за несколькими исключениями, плохо звучат на альте. Чакона Баха на альте звучит неестественно, в то время как виолончельные сюиты на альте прекрасны. Из скрипичных сочинений на альте хорошо звучат, по его мнению, концерт № 22 Виотти и некоторые сонаты Бетховена (G-dur, A-dur, e-moll). Этюды Крейцера на альте превосходны, и их нужно играть всю жизнь.

В знак признания больших заслуг в исполнительской и педагогической деятельности Примроз был удостоен различных почетных званий и наград. В 1953 году королева Елизавета удостоила его почетного звания «Командора ордена Британской империи»; он также стал почетным членом школы музыки «Гилдхолл». В 1970 году Примроз получил премию американской ассоциации учителей как лучший «артист-педагог» года. Эту премию присуждают каждый год ведущим музыкантам мира. Среди них: Казальс, Пятигорский, Мену-хин, Сигети, Стерн и другие.



В 1979 году в США состоялся Международный конкурс альтистов имени У. Примроза, посвященный его 75-летию. Организация этого конкурса говорит об огромном международном авторитете выдающегося альтиста. В конкурсе участвовали 18 музыкантов из США, Канады, Японии, Венесуэлы. Первую премию завоевала Дж. Уолтер (США) — концертмейстер группы альтов симфонического оркестра Сан-Франциско, вторую премию получил ученик Примроза японец Ю. Такахира.

Примроз с большой симпатией и интересом относился к советской альтовой школе и высоко оценивал заслуги ее основателя В. Борисовского. Он говорил о своем большом желании когда-нибудь посетить Москву и лично познакомиться с представителями советской альтовой школы.












Категория: Статьи | Добавил: Alto (10.04.2009) | Автор: С.П. Понятовский
Просмотров: 4059 | Рейтинг: 5.0/2 |
Скрипка Орган Церковное пение