Каталог статей

Главная » Статьи » История исполнительского искусства » Статьи

М. Глинка Неоконченная соната для альта и фортепиано


   Сейчас трудно представить себе, чтобы такое замечательное и популярное произведение Глинки, как Неоконченная соната для альта и фортепиано, больше ста лет оставалась неизвестной и музыковедам, и исполнителям. И это несмотря на то, что о существовании Сонаты были сведения и в «Записках» композитора, и в отчетах Императорской публичной библиотеки, и в каталоге Н. Финдейзена.
    Тем большая заслуга принадлежит профессору В. Борисовскому, который восстановил, реконструировал и опубликовал этот ранний шедевр Глинки. В. Борисовский вместе с пианисткой Е. Бекман-Щербиной стал и первым исполнителем этой Сонаты в мае 1932 года.
    Глинка написал только две части – первую в 1825 году, вторую – в 1828 году; третья часть так и не была написана. Спустя много лет, в 1852 году, композитор опять возвратился к Альтовой сонате и отредактировал первую и частично вторую части. Но и на этот раз сочинение осталось неоконченным. Думается, что в то время Глинку отделяла от его ранней Сонаты слишком большая дистанция, и временная и творческая, которая и препятствовала завершению этого произведения.
    Соната отличается романтической взволнованностью, напевностью и проникнута интонациями городского романса. Как пишет Л. Раабен, она «несет в себе мир „типично глинкинский" - в своей проникновенной красоте и задушевности. Казалось бы, этой „открытостью" чувств Соната близка бытовой лирике, однако в мелосе ее уже ощущается та утонченность, которая в полной мере раскрывается в таких произведениях зрелой поры, как „Вальс-фантазия"».


      Редкое для того времени обращение композитора к альту как сольному инструменту можно предположительно объяснить прежде всего тем, что образной сущности Сонаты с ее мечтательно-элегическим настроением как нельзя более соответствовало насыщенное и густое и вместе с тем матовое и таинственное звучание альта; кроме того, техника скрипичной игры была для Глинки-исполнителя трудной, а Соната, по-видимому, писалась прежде всего для себя.
        Тема главной партии сначала проходит у фортепиано, а затем переходит к альту, плотный и сочный тембр которого привносит в мелодию экспрессию. Неторопливо, но непрерывно развертывается прекрасная мелодия главной партии, охватывая большой диапазон звучания альта:


      Побочная партия, хотя интонационно и близка главной, проникнута настроением сдержанно-мечтательным, более умиротворенным. Эта тема – тоже певучая, как, впрочем, и вся соната, которую целиком пронизывает мелодическая песенность. Даже фигурации у фортепиано и альта отличаются мелодичностью и плавностью. Л. Раабен отмечает: «Первая часть – новый для того времени вид песенно-мелодического сонатного allegro. В нем Глинка значительно отходит от интонаций, приемов классического стиля.
           Вторая часть – Larghetto – более близка классической медленной части; в ней ощущается некоторая интонационная связь с венской мелодикой, несмотря на то что русские национальные корни мелоса Глинки и здесь очевидны. Тема первого раздела трехчастной формы течет спокойно и неторопливо. Она так же певуча, как и мелодии первой части, но более созерцательна и проста:


     Во втором разделе части музыка становится более оживленной и взволнованной, в нее проникают элементы патетики. В этом угадывается общность с напевно-речитативными интонациями русского городского романса:


    Одно из лучших произведений композитора раннего периода, Неоконченная соната Глинки — это жемчужина русской альтовой литературы. Она пользуется большим успехом у исполнителей-альтистов. Несколько раз Соната издавалась в нашей стране, издана она и за рубежом; имеются записи на грампластинку Ф. Дружинина, М. Толпыго.

<

Скачать mp.3 по ссылке:





Источник: http://musicmp3.spb.ru/album/31338/viola_sonata_imai_pontinen.htm
Категория: Статьи | Добавил: Alto (05.04.2009) | Автор: Понятовский
Просмотров: 4914 | Рейтинг: 5.0/1 |
Скрипка Орган Церковное пение