Роде П. 24 каприса - Скрипка <!--if(Скрипка)-->- Скрипка<!--endif--> - Каталог нот - Днепропетровская консерватория струнные инструменты

Каталог нот

Главная » Файлы » Скрипка » Скрипка

Роде П. 24 каприса
[ · Скачать удаленно (67, 2 МГ) ] 17.05.2009, 13:49






    РОДЕ (правильнее Род, Rode) Жак Пьер Жозеф (16 II 1774, Бордо - 25 XI 1830, Шато-де-Бурбон, близ г. Дамазан) - французский скрипач, педагог, композитор. Учился игре на скрипке в детстве у Ж. Фовеля Старшего, с 1787 - у Дж. Б. Виотти в Париже.

    Дебютировал в 1790 (исполнил в т-ре "Фейдо" концерт No 13 Виотти, к-рый был концертмейстером оркестра т-ра); позднее Роде стал концертмейстером вторых скрипок этого оркестра, затем солистом оркестра "Гранд-Опера" (до 1799).

    С 1790-х гг. концертировал в Париже и др. французский городах (с особым успехом исполнял 5 скр. концертов Виотти).

    С 1794 гастролировал во Франции и др. странах Западной Европы.

    В 1795-1802 был профессором по классу скрипки Парижской консерватории.

    Роде возглавлял (вместе с П. Байо и Р. Крейцером) т. н. парижскую скрипичную школу.

    Среди его учеников - Ф. Бём, Ш. Лафон. В 1800-02 был солистом придворной капеллы Наполеона.

      В конце 1802 гастролировал с придворной французской оперной труппой (возглавлявшейся Ф. А. Буальдьё) в Германии, Польше, в 1803-08 - в России. С 1804 Роде - придворный солист в Петербурге (это звание впервые было учреждено для Роде), концертировал также в Москве, играл в различных ансамблях, был солистом оперного т-ра в Петербурге, одновременно давал уроки, написал несколько скрипичных концертов, дуэтов, каватину и рондо на русские темы.

      Русская музыкальная культура оказала влияние на его творчество - в ряде произведений Роде использовал русские народные мелодии. В первом выступлении по возвращении в Париж исполнил сочинённый в Петербурге 10-й концерт, к-рый французская публика встретила равнодушно, назвав "Ледяной Россией"; стиль игры Роде так же больше не восхищал парижан, к-рых увлекала в те годы модная манера исполнения его ученика Лафона.

     В 1814-19 Роде жил в Берлине, возобновил выступления лишь в 1817, гастролировал в Германии и Австрии. Вернулся в Париж в 1819, однако в течение 9 лет не концертировал; в 1828 Роде дал последний, не имевший успеха концерт и полностью прекратил выступления из-за болезни.


       Роде был одним из основателей французской скрипичной школы 19 в., выдающимся скрипачом своего времени, обладавшим совершенной техникой и отличавшимся тонкостью и выразительностью исполнения (красоту звука, чистоту и изящество его игры отмечал П. Байо). Продолжал главным образом традиции Виотти (гл. тему 7-го, наиболее популярного концерта a-moll P. заимствовал из его 22-го концерта), однако отошёл от героического стиля и развивал сентиментально-романтическое направление в скрипичном исполнительстве. После 1808 его игра утратила внутр. энергию, техническую точность.

    Произведения Роде для скрипки, особенно концерты и вариации, пользовались большим успехом у исполнителей ("Интродукцию и блестящие вариации" G-dur включали в свой репертуар не только скрипачи, но - как вокализ - и певицы А. Каталани, Г. Зонтаг, П. Виардо) и высоко ценились композиторами его времени. Л. Боккерини написал для Роде несколько концертов и ряд пьес, Л. Бетховен (выступал вместе с Роде) посвятив ему "Романс" для скрипки с оркестром ор. 50, использовав интонации 2-й части его 7-го концерта, и написал для него 10-ю скрипичную сонату (по словам Бетховена, с учётом особенностей исполнительского стиля Роде).

      Сохранили значение в современной педагогической практике концерты Роде, а также 24 каприса в форме этюдов в 24 тональностях для скрипки соло.

        Совмесно с Байо и Крейцером он написал скрипичную школу ("Mйthode de violon", 1802; в рус. пер. - "Скрипичная метода", 1812), которая стала классическим учебным пособием для скрипачей 19 в.

  Соч.: для инструмента с орк. - 13 концертов для скр., вариации для скрипки с орк. или струн. квартетом; камерно-инстр. ансамбли - 24 дуэта для 2 скр., фантазии и вариации для скр. с фп., 13 струн. квартетов, в т. ч. 8 сонат для скр. в сопровождении струн. трио, и др.; 24 каприса в форме этюдов для скр. соло (24 Caprices en forme d'etudes dans les 24 tons de la gamme).


  Лит.: П. Роде, [биография] "Пантеон" 1853, т. 11, кн. 10, с. 17-24; [Moser F.], Pierre Rode. Dйdiй а ses amis, В., 1831; Wasielewski W. J. von, Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1869, 1927; Pougin A., Notice sur Rode, violoniste franзais, P., 1874; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Ahlgrimm H., Pierre Rode, W., 1929 (Diss.).


  В. Ю. Григорьев.

[Р: Музыкальная энциклопедия, S. 16089 (vgl. Музыкальная энциклопедия. Т. 4, S. 676 ff.)]


Категория: Скрипка | Добавил: Alto | Автор: Ларичева
Просмотров: 4994 | Загрузок: 569 | Рейтинг: 5.0/2 |
Скрипка Орган Церковное пение